
Краткое размышление о том, как связаны осознанность и психоанализ.
Многие люди сочтут практику осознанности и психоаналитическую терапию разными и далекими друг от друга . Встречу этих двух миров можно представить как встречу монахов в капюшонах, поедающих простую пищу из мисок, и официально одетых европейцев, беседующих в кафе.
Как и в любой ситуации, когда не хватает сокровенного знания — «изнутри» — в разных мирах, восприятие одного мира другим можно обобщать карикатурным образом: иногда идеализируя, но часто принижая другое. даже смешно.
Взаимосвязь осознанности и психоанализа
В крайних случаях (что не редкость) « люди осознанности » могут рассматривать психоанализ как своего рода интеллектуализацию, а «психоаналитики» могут рассматривать практику осознанности как духовное упрощение, позволяющее избежать сложностей психики и жизни.
Но на практике два режима (внимательность и психоанализ) пытаются улучшить навыки внимания с целью уменьшения человеческих страданий ; навыки, которые обе практики стремятся довести до самого высокого и самого профессионального уровня, что является произведением искусства. В действительности ядро терапевтического акта, как и ядро практики осознанности, связано с внимательным присутствием в возникающем пространстве, контуры формирования которого неизвестны и неуправляемы.
Это присутствие, которое стремится оставаться в разрешительном контакте с возникающим пространством и позволяет ему естественным образом развиваться и принимать новые формы в своем собственном ритме снова и снова.
Этот тип внимательного присутствия зависит от способности быть в контакте с «неизвестным» . Если мы не можем вместить его (неизвестное), мы немедленно распределяем все, что находим, по предвзятым категориям. Вместо того, чтобы понимать, что происходит сейчас, мы интерпретируем это на основе наших прежних ожиданий, мнений и знаний. В этом случае мы не можем быть в контакте ни с реальным настоящим моментом (без посредников), ни с реальностью человека, с которым имеем дело. Новое и единственное в настоящем моменте окутано нашими предвзятыми идеями.
Природа неизвестного
Только если нам удастся встретить неизвестное, мы сможем противостоять свежести нового момента и инаковости другого человека . На самом деле наше любопытство, наше обучение , наша способность приспосабливаться к новым обстоятельствам и наша способность по-настоящему узнать другого человека… все зависит от этого безудержного внимания и этой способности быть в контакте с элементом, который еще не известен.
Уилфред Бион, один из самых новаторских разработчиков Фрейда и Кляйна, психоаналитик и междисциплинарный гений, привнес в психоанализ такое раздетое внимание. Он подчеркивал, что встреча с настоящим моментом без предубеждений является центральной чертой психотерапевтической практики. Далее он выделил различные степени трансформации личности и заявил, что терапевты, способные выдержать «неизвестное», могут способствовать более глубоким трансформациям .
Бион посвятил этой теме много публикаций и разработал оригинальные концепции, чтобы передать свое намерение. Он настаивал на том, что психоанализ наводнен теориями и знаниями, которые могут помешать терапевту увидеть пациента таким, какой он есть. Информированный терапевт, утверждал Бион, может быть настолько насыщен существующими идеями, что потеряет уникальность реального пациента в настоящий момент .
Другой способ понять терапию
Согласно Биону, каждый терапевтический сеанс следует рассматривать как новую, неизвестную и появляющуюся единицу. В одной из своих наиболее цитируемых статей он написал: «Каждая сессия развивается. из тьмы и бесформенности что-то развивается» [Уилфред Бион, Заметки о памяти и желании]. В этой же статье он предлагает, чтобы терапевты занимались пациентом «без воспоминаний и желаний» и поддерживали прямой контакт с уникальным воздействием настоящего момента. Бион подробно остановился на этой теме:
«Психоаналитическое «наблюдение» связано не с тем, что произошло или произойдет, а с тем, что происходит… Для аналитика в каждом сеансе не должно быть истории и будущего… В любом сеансе важно только то, что неизвестно. и ничто не должно мешать интуитивно его понять». Уилфред Бион, Заметки о памяти и желании .
Бион вошел, можно сказать, в искусство незнания, в мир психотерапии. Другими словами, мы можем назвать Биона защитником неизвестного в области психотерапии. Среди стольких психоаналитических прозрений он попытался создать язык, который по своей сути указывает на неизвестное и включает его. Способность быть ненасыщенным и вступать в контакт с еще неизвестными элементами является, по мнению Биона, центральным ключом, способствующим глубоким преобразованиям личности пациента.
Короче говоря: поддержание жизни и присутствия «неизвестного» — это форма искусства, которая лежит в основе любого терапевтического усилия и любого момента внимательности. Он отражает способность находиться в прямом контакте с настоящей реальностью и с особенностью других людей. Несмотря на нашу естественную тенденцию классифицировать все, с чем мы сталкиваемся, в соответствии с предвзятыми категориями и существующими знаниями, эта форма искусства позволяет нам впитать свежесть настоящего момента и непохожесть другого. Следовательно, эта форма искусства находится в основе процессов внимания, обучения и творчества; представляет собой глубокую связь между осознанностью и психоанализом.