
По мере того, как действия России объединяют западные организации, их действия также усиливают антиединство между Москвой и Пекином.
Одной из важных и интересных особенностей истории России является то, что ее связи с Западом были хорошими, когда он был слаб и имел проблемы. Его отношения с Западом ухудшились, когда он окреп и стал проводить активную внешнюю политику. Это справедливо для всех периодов русской истории — царизма, СССР и современной России.
Могущественная Россия всегда воспринималась как угроза европейской безопасности. Этот фактор оказал большое влияние на объединение Польши и Литвы в 1569 г., настроив против себя всю Европу при объявлении войны Османской империи в 1853 г., а также на создание НАТО после Второй мировой войны.
События конца 20-го и начала 21-го века являются подходящим примером в поддержку этого утверждения. В первые годы после распада СССР Москва романтизировала Запад. Отношения с Западом ухудшились по мере того, как Россия становилась сильнее и увеличивала свое влияние в бывшей советской географии и в регионах, где когда-то был влиятельным СССР. Политика Москвы фактически воскресила распадающиеся Европейский союз (ЕС) и НАТО, которые, по мнению россиян, «должны завершить свою миссию с распадом Восточного блока».
В последние месяцы ЕС и НАТО включили в свою повестку дня процессы расширения. На саммите лидеров НАТО, проходившем в Мадриде 28-30 июня, Швеции и Финляндии было предложено присоединиться к альянсу, а на саммите лидеров ЕС, состоявшемся в Брюсселе 23 июня, Украине и Молдове был присвоен статус «страны-кандидата». . Поэтому можно сказать, что внешняя политика Москвы создала новое поле деятельности как для ЕС, так и для НАТО.
Реакция России на оба расширения также была очень интересной. Российские официальные лица заявили, что они не против членства Украины и Молдовы в ЕС и что членство двух северных стран в НАТО не должно беспокоить Россию. Такой подход можно объяснить несколькими моментами.
Расширение ЕС, несомненно, не такая большая проблема для России, как расширение НАТО. Однако до недавнего времени Москва также была против расширения ЕС. Несомненно, это членство займет много лет, и результат неясен, даже если Кремль к тому времени получит от Украины то, что хочет. Кроме того, даже в этом случае членство в этих странах не представляется возможным.
Изменение стратегической концепции НАТО
Что касается членства в НАТО Швеции и Финляндии; Российские власти пытались отговорить их от членства, заявляя, что Россия никогда не представляла для них угрозы. Более того, хотя двум скандинавским странам до сегодняшнего дня удавалось сохранять нейтралитет, они уже практически интегрированы с западными организациями. Для Кремля важнее не членство в НАТО, а то, будут ли важные военные технологии развернуты на территории этих двух стран.
В последние месяцы шведские и финские власти заявили, что не допустят размещения ядерного оружия на своей территории. Поэтому можно объяснить, почему их членство не касается России. Также российские официальные лица заявляют, что это расширение НАТО не останется без ответа. Расширение НАТО на границе с Россией означает также расширение России к границам НАТО.
В стратегической концепции, принятой на саммите НАТО, есть и другие элементы, которые беспокоят Москву. Россия, которая в предыдущей концепции НАТО в 2010 году называлась «стратегическим партнером», в 2022 году теперь описывается как «наиболее серьезная и прямая угроза безопасности, миру и стабильности в евроатлантическом регионе».
В этом направлении администрация НАТО наращивает свое военное присутствие у границ России. Соответственно, количество солдат в Силах реагирования НАТО будет увеличено с 40 000 до 300 000, а часть из них будет дислоцирована на границе с Россией. Кроме того, в Польшу и страны Балтии будут отправлены технологии, способные противостоять возможным атакам. Опять же, количество солдат США в Великобритании, Испании и других странах также будет увеличено.
Принятые на саммите НАТО решения оказывать Украине финансовую и военную поддержку до конца и продолжать работу над процессом вступления Украины в НАТО также являются вопросами, которые беспокоят Россию. В этих решениях нет ничего удивительного, и ответ России тоже не удивит. Похоже, Москва увеличит количество войск и военной техники в Белоруссии, Калининграде и на шведско-финской границе. Однако заявление НАТО о том, что Боснию, Грузию и Молдову поддержат, а «двери» оставят открытыми, показывает, что борьба России и НАТО не ограничится Украиной.
«Положительным» моментом для России является то, что, пожалуй, впервые в концепции НАТО упоминается ее сосед Китай. Япония, Австралия, Новая Зеландия и Южная Корея — соседи Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе — также приняли участие в саммите. Думается, вопрос о том, «против кого расширяется НАТО», который Россия задает уже не первый год, будет поднят и Китаем, и в этом случае Пекин усилит сотрудничество с Москвой.
Движение единства и контрединства
Иными словами, точно так же, как Россия вызывает единство в западных организациях, Запад укрепляет российско-китайский альянс. Создается впечатление, что в этом развитии Москва стремится нарушить дипломатическое эмбарго и получить экономические выгоды от таких стран, как Бразилия, Индия и Южная Африка, помимо Китая, в рамках двусторонних отношений, а также через БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китая и Южной Африки).
Нет никаких препятствий для развития сотрудничества в военной области между этими странами. Интересно, что если несколько лет назад Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) считалась альтернативой НАТО, то сегодня ее название даже не упоминается.
Решения, принятые на саммите НАТО, не новы для России. Восприятие России как главной угрозы, помощь Украине, сохранение дверей НАТО открытыми для других стран и усиление военного присутствия НАТО, особенно в Восточной Европе, были уже известными и ожидаемыми шагами. Именно поэтому реакция российских властей ограничена, и они соответственно определяют свою политику.
Как следует из новой стратегической концепции НАТО, которая будет действовать до 2030 года, противостояние Россия-НАТО на европейском фронте в ближайшие годы будет продолжаться полным ходом. Хотя Россия и Запад могут и не столкнуться напрямую военными средствами, они будут находиться в состоянии войны с участием третьих стран, как это произошло в случае с Украиной.